12.02.2018 11:10
Новости.
Просмотров всего: 9413; сегодня: 2.

Психологи разбирались, каким должен быть ученый

Психологи разбирались, каким должен быть ученый

О создании психологической модели субъекта научно-исследовательской деятельности и психологических характеристиках, обуславливающих формирование личности начинающего ученого, рассказала доцент кафедры дефектологии и клинической психологии ИПО КФУ Инна Кротова.

Современное общество динамично развивается, постоянно формируя новые запросы, инновационные взгляды и нестандартные потребности как целого социума, так и отдельно взятого человека. Высокотехнологичная среда очень нуждается в грамотных специалистах, способных решать любые проблемы самого широкого спектра на самом высоком уровне. Такими требуемыми ресурсами могут обладать ученые, исследователи, люди творческие и креативные, люди, понимающие суть изменений и их характер, люди, делающие прогноз с оптимальной оценкой происходящего.

Исследование, которое проводили психологи КФУ, позволило создать психологическую модель субъекта научно-исследовательской деятельности и выделить конкретные психологические характеристики, обуславливающие формирование личности начинающего ученого.

– До этого описывались требования и предпосылки личности, позволяющие считать ее субъектом научно-исследовательской деятельности. Характер требований относился к общим психическим процессам, возможностям и качествам личности, внутренняя конкретная обусловленность их проявления не раскрывалась. Мы попытались выделить психологические детерминанты, никогда ранее до этого не определявшиеся, – пояснила Инна Владимировна.

Психологи Казанского университета остановили свой выбор на этапе мастерства, так как он включает в себя и успешное выполнение профессиональной деятельности.

– Экспериментальной группой нашего исследования стала группа аспирантов, успешно завершивших обучение в аспирантуре с представлением к защите кандидатской диссертации, доказав, таким образом, имеющиеся навыки квалифицированного выполнения научно-исследовательской деятельности.

Исследование проблемы проводилось в четыре этапа: теоретико-методологическое обоснование эмпирического исследования, подбор и формирование психодиагностического инструментария, проведение эмпирического исследования, обработка полученных результатов методами математической статистики и интерпретация данных.

Для эмпирического исследования было сформировано две экспериментальные группы: «аспиранты» – 73 человека и «кандидаты наук» – 25 человек.

– «Кандидаты наук» были представлены бывшими аспирантами, достигшими процедуры защиты диссертации в отличии от группы «аспиранты», члены которой были либо отчислены, либо не проходили по формальным критериям успешности в данной профессиональной деятельности.

Было установлено, что психологическими детерминантами достижения первой ступени академической карьеры в системе высшего образования являются психологические показатели, именуемые согласно авторским названиям соответствующих методик: «критерии оценки», «самоценность», «планирование».

– Исходя из вышесказанного теперь мы имеем полное право представить вашему вниманию выводы дающие целостное и корректное представления о психологических детерминантах достижения первой ступени академической карьеры в системе высшего образования, отвечающие на вопрос –«как стать ученым?» и «какие психологические характеристики необходимо развивать для развития себя как субъекта научно-исследовательской деятельности?», «развитие каких психологических характеристик личности поможет удовлетворить запрос общества в развитии и получении научных кадров?».

Самыми важными характеристиками личности кандидата наук, того, кто способен к академической карьере будут: сформированная и определенная самостоятельно человеком система отношений к себе, к другим людям, своим возможностям, независимая оценка своих успехах в реализации плана и при этом человек будет осознавать ценность своей личности как для себя, так и для общества и уметь планомерно достигать поставленных целей с помощью определения системы средств и последовательности их применения.

Учеными КФУ предлагается психологическая модель ученого как человека независимого в оценке своих достижений, осознающего ценность собственной личности со всеми достоинствами и недостатками, способного выбрать средства для достижения цели и применять их в верной последовательности, человек гармоничный, толерантный, естественный, удовлетворенный своим прошлым и настоящим, ориентированный на творческое диалоговое и равноправное общение.

Практическая значимость исследования позволяет определить базу для разработки рекомендаций для формирования личности ученого-исследователя, а именно, необходимость проведения адаптивного психологического сопровождения процесса достижения первой ступени академической карьеры в системе высшего образования, с входящим тестированием и диагностированием психологических характеристик аспирантов, с целью проведения дальнейшей коррекционной работы (индивидуальной и групповой) для развития и формирования выделенных базовых и дополнительных психологических детерминант научно-исследовательской деятельности.

– Дальнейшую научно-исследовательскую практику у наших студентов я планирую проводить, не только ставя перед ними профессиональные задачи, но и стимулируя развитие их личностно-психологического потенциала, не разрешая себе игнорировать или упускать из виду ни один из элементов нашей выявленной психологической модели субъекта научно-исследовательской деятельности, субъекта научного творчества, – резюмировала наш эксперт.


Ньюсмейкер: Казанский федеральный университет — 855 публикаций
Поделиться:

Интересно:

5 проблем с автомобилем, которые можно решить без посещения СТО
29.03.2024 14:42 Консультации
5 проблем с автомобилем, которые можно решить без посещения СТО
Современный автомобиль является сложным механизмом, требующим регулярного технического обслуживания и ремонта. Однако, не всегда необходимо обращаться к специалистам на станцию технического обслуживания для решения возникающих проблем. В этой статье эксперт Компании ЛАТ расскажет про несколько...
В Москве представили книгу о юных защитниках Родины времен ВОВ
29.03.2024 11:42 Новости
В Москве представили книгу о юных защитниках Родины времен ВОВ
В Музее военной формы Российского военно-исторического общества состоялась презентация книги «Юные защитники Родины. Память о вас никогда не умрет». В мероприятии приняли участие: Советник Председателя Российского военно-исторического общества Ростислав Мединский, заместитель начальника...
Как законно снизить налоговую нагрузку
28.03.2024 17:56 Консультации
Как законно снизить налоговую нагрузку
Предприниматели имеют право и законную возможность уменьшать налоги. Одна из самых очевидных мер – подбор оптимального налогового режима. Так, многим предпринимателям доступна упрощенная система налогообложения (УСН) с простой и понятной формой отчетности, ставкой до 6 или 15% в зависимости от...
О своих мечтах об отдыхе поделились российские дети
28.03.2024 12:18 Аналитика
О своих мечтах об отдыхе поделились российские дети
В преддверии II Всероссийского конкурса юного художника «Место в России, где я мечтаю побывать», который стартует 1 апреля 2024 года, эксперты Национального туроператора Алеан рассказали, куда хотели поехать дети, исходя из анализа работ прошлого года. Дети в возрасте от 6 до 15 лет поделились...
562 года назад на престол взошёл Иван III
28.03.2024 10:44 Новости
562 года назад на престол взошёл Иван III
В историю он вошел в первую очередь как собиратель русских земель и, по сути, создатель единого государства Российского, созидатель и мудрый дипломат – при Иване III не только расширяются границы, но и создается прообраз системы управления страной – пишутся единые законы, утверждается...