15.06.2023 10:09
Интервью, мнения.
Просмотров всего: 2802; сегодня: 1.

Лучшая почва для незаурядного мышления - любознательность

Лучшая почва для незаурядного мышления - любознательность

Мы привыкли думать, что отцом-основателем воспитательной педагогики был Василий Сухомлинский, а новатором в перевоспитании несовершеннолетних преступников — Антон Макаренко. Однако первые успешные шаги в этих направлениях, как и начало гуманной педагогики в России, связаны с другим именем — Александра Яковлевича Герда (1841–1888). Как педагогу-гуманисту удалось опередить свое время на десятилетия, что делало его подходы востребованными и для работы с правонарушителями, и для образования детей Александра III, а также почему выдающийся реформатор почти неизвестен сегодня? Об этом рассказал член-корреспондент Российской академии образования Михаил Богуславский.

Дитя реформ.

Феномен Герда связан не только с его природными дарованиями, но и с уникальными чертами времени начала профессиональной деятельности педагога. Он окончил университет в один из самых прогрессивных периодов в истории Российской истории после Петра I.

"Удивительно плодотворный период длился с отмены крепостного права в 1861 году до первого покушения на Александра II в 1866-м. Пик эпохи Великих реформ, которые способствовали демократизации общества, и впервые после восстания декабристов общественная инициатива стала поощряться, а образование больше не контролируется от и до государственным аппаратом", – рассказал Богуславский.

В 1863 году Герд начал преподавать в самой прогрессивной школе не только Санкт-Петербурга, но и империи – Василеостровской. Она создавалась сообществом единомышленников, молодых педагогов. Заведением управляли коллегиально, без директора, а на каждый урок конкретного учителя приходили другие преподаватели, чтобы потом детально проанализировать плюсы и минусы занятия.

"Именно там Герд получил уже практический фундамент и развил смелость в реализации собственных идей. Он дитя Великих реформ, если его старшим коллегам приходилось прикладывать усилия, чтобы перестраиваться с формальных подходов на гуманистические, то для начинающего учителя эта вдохновляющая атмосфера стала творческим стимулом", – дополнил ученый.

Разрушитель стен.

Молодой практик ставил перед собой задачу воспитывать граждан, которые смогут привносить в общество открытия и перемены. Если в центре взаимоотношений с воспитанниками Герд определял доверие, то целью его образовательной деятельности было развитие у воспитанников живого интереса к окружающему миру. Выдающийся педагог считал, что нет лучшей почвы для незаурядного мышления, чем любознательность, подметил Богуславский.

"Герд начал первым в России проводить образовательные экскурсии, устраивать практические занятия на природе, что очень напоминает "Школу радости" Василия Сухомлинского. Александр Яковлевич первым в России стал развивать наглядность как метод познания. Он все иллюстрировал рисунками, картонажами или опытами", – подчеркнул ученый.

И во время множества совместных прогулок, в атмосфере общей вовлеченности в занятия, формировалось самое ценное – доверие друг к другу и педагогу. Так Александр Герд разбивал стену отстраненности между воспитанниками и воспитателем, и ему это удалось. Дальше, с какими бы непростыми испытаниями он не сталкивался, принципы человеколюбия и совместности оставались незыблемой основой работы педагога-гуманиста.

Риск, который был оправдан.

В 1870 году в Петербурге организуют "Общество земледельческих колоний и ремесленных приютов", которое занимается созданием колоний и ремесленных приютов для несовершеннолетних преступников. Ее земледельческое отделение в Охте в восьми верстах от города возглавил Александр Герд. Если сравнить отчеты о деятельности этой колонии 1878–79 годов и первые главы "Педагогической поэмы" Макаренко, получится чрезвычайно похоже – и в общей ситуации, и в методиках воспитания, подчеркнул Богуславский.

Поэтому стоит помнить, что отечественным первопроходцем в деле социализации и воспитания оступившихся подростков через совместный труд является именно Герд, продолжил он.

"Тогда, после шестимесячной поездки по Европе в поисках лучших практик для таких заведений, он вынес для себя основной принцип, ставший таковым и для Макаренко, – в центре обучения не деятельность, а отношения. С этим опытом Герд начал работать в Охте и сразу сконцентрировался на формировании ядра коллектива, воспитанников, которые в дальнейшем помогали адаптироваться новоприбывшим", – добавил ученый.

Новатор пошел на риск: согласно его распоряжению в поселении не существовало ни заборов, ни решеток, ни даже сторожей. При этом воспитанниками зачастую становились несовершеннолетние преступники.

И, если судить по документам о деятельности колонии и записям очевидцев, воспитатель ни разу не применил насилие к воспитанникам. Воспитатели в колонии поддерживали Герда и говорили: "Мы шли за ним, не тяготясь непосильным подчас трудом", а один из педагогов колонии писал о своем руководителе, как о "подлинном идеале человека", продолжил Богуславский.

Заступник женских прав и воспитатель августейших.

В дальнейшей профессиональной деятельности Герд занялся еще одним направлением, опережающим его время, – развитием полноценного образования для женщин. В 1877 году он принял в заведование перворазрядное учебное заведение княгини Оболенской, частную женскую гимназию в Санкт-Петербурге. А также с первых дней основания первого женского высшего учебного заведения, Бестужевских курсов, педагог преподавал в нем, а впоследствии стал председателем педагогического совета.

"Герд, как уже опытный организатор образования, выстроил в гимназии полноценную систему среднего образования для женщин, а на основе Бестужевских курсов простраивал подходы к высшему образованию для женщин", – конкретизировал Богуславский.

Для конца XIX века это было большим достижением. В обществе господствовало убеждение, что женщине не нужно классическое образование, и даже в педагогическом сообществе выступали против.

Одной из учениц в гимназии княгини Оболенской была будущая супруга Владимира Ленина Надежда Крупская, которая обучалась в педагогическом классе.

Также с 1878 года Александр Яковлевич преподает детям Александра III. Так, Герд участвовал в воспитании ключевых фигур эпохи, которые потом окажутся по разные стороны революционных событий, отметил Богуславский.

"Сейчас о Герде действительно вспоминают редко, несмотря на его колоссальное значение для всей дальнейшей педагогической традиции. Мне кажется, проблема в том, что он не оставил нам теоретических трудов, только учебники и ряд заметок. Александр Яковлевич был практиком и человеком действия", – подметил он.

В 47 лет в Санкт-Петербурге Александр Герд скончался из-за оторвавшегося тромба. Зачастую один из наиболее прогрессивных педагогов своего времени работал по 16 часов в сутки, практически не отдыхал, а в редкие интервалы свободного времени помогал ученикам и начинающим преподавателям. Вероятно, пренебрежение собственным здоровьем и абсолютный альтруизм внесли немалую лепту в раннюю смерть Герда, когда он был на пике общественных и преподавательских успехов, уточнил Богуславский.


Участники событий и другие указанные лица:

Тематические сайты: История, Наука, Образование, Соотечественники, земляки, диаспоры
Сайты субъектов РФ: Санкт-Петербург
Сайты федеральных округов РФ: Северо-Западный федеральный округ
Сайты стран: Россия

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 12186 публикаций
Сайт: ria.ru/20230615/gerd-1878012707.html
Поделиться:

Интересно:

Культурные и духовные связи Древней Руси и Византии
16.11.2025 11:27 Аналитика
Культурные и духовные связи Древней Руси и Византии
К тому времени, когда на территории восточных славян начало формироваться государство, названное историками Древняя или Киевская Русь, Византийская империя существовала и активно развивалась уже более шести столетий. Русь выбрала свой цивилизационный путь развития под влиянием Византии: первые русские князья восприняли византийские принципы государственного и экономического управления и сущность византийской духовности – православия. В православии раскрылся духовный или внутренний мир человека – его чувства, мысли, переживания, его вера и стремления. Путь к восприятию византийского наследия на Руси сложился через соприкосновение с важнейшими элементами византийской духовной сферы: религией, культурой и искусством. Почему именно с Византией у Руси сложились тесные культурные и духовные связи? Первых князей Древней Руси привлекали великолепие и роскошь византийских городов с золотыми...
«Будь Здоров» снова - в числе лучших работодателей рейтинга РБК
13.11.2025 21:31 Новости
«Будь Здоров» снова - в числе лучших работодателей рейтинга РБК
Сеть клиник «Будь Здоров» второй год подряд уверенно занимает лидерские позиции ведущего рейтинга лучших работодателей, проводимого информационным агентством Росбизнесконсалтинг (РБК). По итогам IV Рейтинга ведущих российских работодателей РБК «Будь Здоров» вошла в ТОП лучших компаний-работодателей списка. По данным РБК, количество компаний — участников рейтинга работодателей РБК в 2025 году увеличилось на 85% по сравнению с прошлым годом. В рейтинге представлены лидеры и ключевые игроки всех крупнейших секторов российской экономики – российские компании с общим числом сотрудников 3,9 млн человек. В анкетировании могли принять участие любые коммерческие компании со штатом более 50 человек. Эксперты, в число которых вошли HR-специалисты ведущих российских компаний, оценивали участников по пяти ключевым направлениям, в числе которых условия работы и уровень оплаты труда, эффективность...
Белорусы передали россиянам две боевые награды времен ВОВ
13.11.2025 20:12 Новости
Белорусы передали россиянам две боевые награды времен ВОВ
В Музее обороны «Брестская крепость-герой» прошло заседание научно-методического совета, на которой рассматривались вопросы, касающиеся судеб участников обороны Брестской крепости, в том числе и граждан Российской Федерации.По приглашению белоруской стороны принял участие в работе заседания и член Общественной палаты РФ и ЧР – Председатель Совета Регионального отделения «Поисковое движение России» в ЧР Иса Сардалов.      "Музей обороны «Брестская крепость-герой» является одним из наших основных партнеров реализации проекта «Ушедшие в бессмертие», в рамках которой нами проводится комплекс поисковой и научно-исследовательской работы, направленной на исследование, изучение и проведение анализа событий театра боевых действий в годы Великой Отечественной войны при обороне Брестской крепости и подземного гарнизона в Аджимушкайских каменоломнях. И во время моего сентябрьского...
Информационные войны в Древней Руси
11.11.2025 13:12 Аналитика
Информационные войны в Древней Руси
Понятие «информационная война» было введено в научный оборот в 1970-х годах в США. К настоящему времени имеется детально разработанная теория информационных войн, которые становятся всё более изощрёнными и охватывают все области человеческого общения, включая киберпространство. Каждый из нас является объектом информационной войны, где используются все средства и способы подачи информации. Может сложиться мнение, что невидимая борьба без оружия, основанная на использовании передовых технологий в информационной области, относится к явлениям новейшего времени, однако это не так. Противоборство в сфере коммуникации, направленное на ослабление противника, ведется со времени возникновения человеческого общества. Как информационные войны велись в древние времена Цель информационной войны определяется как психологическое воздействие на противника с целью введения его в состояние растерянности...
Практические решения: ИИ, команды и культура на анти-конференции –2025
11.11.2025 12:32 Новости
Практические решения: ИИ, команды и культура на анти-конференции –2025
Как заботиться о здоровье сотрудников буквально «в один клик» и почему ментальное здоровье не менее важно, чем физическое. Практические решения управления здоровьем коллектива представила сеть клиник «Будь Здоров» в ходе «Анти-конференции – 2025» в Кибердоме 31 октября. «Анти-конференция 2025» ― событие, где HR выходят за рамки привычных форматов, чтобы вернуться к сути: людям, смыслам и устойчивости. Кибердом на третьей анти-конференции для HR вместо традиционного формата сделал выбор в пользу живого диалога и рабочих сессий, где рождаются конкретные решения. Конференция объединила руководителей технологических компаний, HRD, HR бизнес-партнеров (HR BP), специалистов L&D и бизнес-экспертов.   В центре обсуждения спикеров были ключевые вызовы современного технологического бизнеса: интеграция искусственного интеллекта, управление мультипоколенческими командами, развитие...