27.09.2023 09:34
Новости.
Просмотров всего: 8304; сегодня: 2.

О предках народов Евразии рассказали ученые

О предках народов Евразии рассказали ученые

Российские ученые заявили, что изучение артефактов, обнаруженных археологами, кардинально меняет представление о жизни и культуре древних народов Енисейской Сибири. Кто такие тесинцы? Правда ли, что в мире их знали как легендарных воинов – динлинов? И почему они могут оказаться в нашей родословной?

Тесинцы не тагарцы.

Тесинцы (II в. до н. э. – II в. н. э.) не были поздним этапом тагарской культуры, как считалось долгое время, а являлись носителями собственной, сообщили исследователи СФУ. К таким выводам они пришли в результате двух лет раскопок древних курганов вблизи города Красноярска.

Последние открытия в могильниках Енисейской Сибири доказали, что тесинцы имели свои особенные культурные черты и широкий ареал расселения.

"Тесинцев можно выделить по ряду признаков. Прежде всего по коллективным погребениям, как мы считаем, родовым склепам. Характерны также грунтовые погребения вокруг кургана-склепа, использование гипсовых масок, их формирование на черепе умершего, создание мумий. Из тела удаляли мягкие ткани, делали гипсовую маску, раскрашивали ее в разные цвета", – отметил старший научный сотрудник лаборатории археологии Енисейской Сибири СФУ Дмитрий Виноградов.

Он добавил, что для Енисейской Сибири отдельную тесинскую культуру выделил археолог Николай Кузьмин (1950–2021).

По словам Виноградова, с началом тесинской культуры в могильниках начинают появляться железные изделия, в то время как в тагарской культуре абсолютное преимущество было у бронзовых изделий. Также ярким признаком является уход на задний план скифских мотивов, присущих тагарцам. Так, вместо скифских оленей тесинцы изображали быков, более свойственных соседней цивилизации хунну. Это позволяет сделать вывод о том, что древние народы были связаны между собой.

Геополитическая обстановка того времени включала несколько сильных цивилизаций, среди которых были хунну и китайская держава. Они не только устраивали военные походы за ресурсами, но и обменивались знаниями в области культуры и инноваций, занимая особенную территорию, где несколько столетий сосуществовали представители нескольких народностей, – Минусинскую котловину.

Кипящий котел.

Эксперты называют данную область, расположенную между горными системами Южной Сибири, кипящим котлом народов. В Минусинской котловине развивалась жизнь различных племен, шел обмен промыслами и наследием.

В своей книге "Конец и вновь начало" Лев Гумилев утверждал, что она была одной из ключевых для развития Евразии точек пассионарного этногенеза – процесса, в рамках которого этносы в стремлении к собственному развитию идут на риск, в том числе на освоение новых территорий.

Начиная со II в. до н. э. на территории котловины произошли изменения, повлиявшие на судьбу всех прилегающих культур, – там оседали народы, приведенные в движение империей хунну. Вследствие такого смешения разных этносов наступило перенаселение и племена были вынуждены мигрировать ради поиска новых ресурсов. Именно на данном этапе началось формирование тесинской культуры – сочетания тагарских традиций и особенностей пришлых народов.

"Представьте огромный котел, в котором бурлила жизнь, такая полиэтническая структура, очень много разных народов. И когда этот котел переполняется, из него выплескиваются массы населения. В нашем случае они пошли дальше на север – в лесостепные районы", – пояснил Виноградов.

По мнению археологов СФУ, котловину покинули уже тесинцы, двинувшись в северные лесостепные районы, – в частности в нынешние окрестности Красноярска.

По следам жизни и смерти.

Ранее ученые полагали, что эта часть переселенцев была отрезана от тагарской культуры, оставшейся в котловине, и под влиянием местных автохтонных племен сформировала свой локальный вариант культуры с местными особенностями. Новые сведения, в том числе тождественные обрядовые технологии и правила погребения, говорят об обратном – эта часть тесинского мира не была периферией, она была в центре событий и сохраняла связь с котловиной.

"Мы обнаружили абсолютно одинаковые по технике изготовления бронзовые кинжалы в разных, удаленных друг от друга поселениях, что свидетельствует об активном их взаимодействии", – рассказала старший научный сотрудник лаборатории археологии Енисейской Сибири СФУ Ксения Бирюлева.

При этом эксперты отмечают разные техники погребальных обрядов тесинцев, отличающиеся по ряду признаков: возрасту, полу, социальному статусу и этническому происхождению умершего.

"У них в одной культуре, в одном памятнике, на одном кургане и в одной могиле могут быть разные погребальные обряды. Например, детей хоронили не как взрослых. Дети редко бывают в склепах, обычно мы находим их в грунтовых могилах. Различие зависит и от пола, как фиксируется в более поздних культурах. В таштыкской культуре, например, женщин сжигали, мужчин хоронили целиком. Это четко фиксируется. Мы не знаем, какие у них были верования с точки зрения религии, но это может зависеть от социального статуса разных семей. И они были, вероятно, разные по этнической принадлежности", – рассказала старший научный сотрудник лаборатории археологии Енисейской Сибири СФУ Полина Сенотрусова.

Голубоглазые предки из Азии.

Этническая составляющая тесинцев до недавнего времени оставалась загадкой. В китайских письменных источниках описаны три народа, локализующихся в тот период в Саяно-Алтае – юэчжи, гяньгуни и динлины. Последние первоначально отождествлялись с европеоидными племенами тагарской культуры.

Известный исследователь Центральной Азии Григорий Ефимович Грумм-Гржимайло (1860‒1936) на основе изучения китайских летописей в 1926 году описал характерные особенности динлинов: "рост средний, часто высокий, плотное и крепкое телосложение, продолговатое лицо, цвет кожи белый с румянцем на щеках, белокурые волосы прямые, но иногда и вьющиеся, нос выдающийся вперед, прямой, часто орлиный, светлые глаза".

Новые данные, полученные археологами, позволяют усилить позиции в гипотезе Николая Кузьмина о том, что тесинцы – это динлины.

А согласно его работе "Генезис Саяно-Алтайского шаманизма по археологическим источникам" (1992) можно говорить о том, что динлины/тесинцы являются предками многих народов Евразии.

Ведь следы погребальных процессов, аналогичных тесинским, можно встретить в регионах Саяно-Алтая, Байкальском и Приуральском, где длительные контакты этих племен с финно-угорскими привели к заимствованию финно-уграми ряда слов, обрядов и представлений, а в свою очередь и к появлению пласта шаманистских верований в религиозных традициях Индии, Ирана и Скифии, отмечает в своем труде Кузьмин.

Таким образом, результаты исследования специалистов меняют представление на устоявшуюся европоцентричную картину мира.

Ученые СФУ продолжают работу с памятниками наследия тесинской культуры. Еще предстоит разгадать тайны, связанные с костными останками склепов, и узнать больше о загадочном народе и его традициях. По их мнению, находки сумеют нас удивить.

Фото из открытых источников.


Участники событий и другие указанные лица:

  • Гумилёв Лев Николаевич, советский и российский учёный, писатель и переводчик, археолог, востоковед и географ, историк, этнолог, философ, сын А. Ахматовой и Н. Гумилёва.

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 10641 публикация
Сайт: ria.ru/20230927/nauka-1898437738.html
Поделиться:

Интересно:

"Георгиевские" священники. Удивительные подвиги военного духовенства
24.03.2025 18:25 Аналитика
"Георгиевские" священники. Удивительные подвиги военного духовенства
Военное духовенство в России появилось более трёх веков назад по указу императора Петра Великого. Перед боем священники ободряли воинов, а во время сражения спасали раненых, напутствовали умирающих и, нередко, совершали настоящие подвиги во славу Отечества. В сегодняшней России институт военного духовенства (капелланов) возрождён и, вот уже несколько лет, как успешно функционирует. Существовал он и в Российской империи, где военные священники в армейских полках и обер-иеромонахи на кораблях военно-морского флота появились ещё в начале XVIII столетия по указу императора Петра Великого. Священники-капелланы освящали военные городки, корабли при их закладке и спуске на воду, военные знамёна и оружие солдат. Перед боем и после него они служили молебны, а во время сражения помогали раненым и ободряли оробевших бойцов. В мирное время военные священники обычно находились в пределах военных баз...
Русский антиквар первым наладил дистанционную торговлю в XIX веке
22.03.2025 10:03 Аналитика
Русский антиквар первым наладил дистанционную торговлю в XIX веке
В "Московском журнале" вышла статья сотрудника Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) Юлии Масловой, в которой рассказывается о московских антикварах и книготорговцах XIX-XX века Большаковых. В числе прочего отмечается, что один из видных представителей этой династии нашел способ сделать свою фирму известной по всей стране. Как пишет Юлия Маслова, родоначальником династии являлся Тихон Большаков (1794-1863). В РГАЛИ сохранилось его письмо, написанное в 1812 году. В нем юноша рассказывает родным о своем возвращении в Москву после пожара. "Так я уведомляю вас, что у меня в погребе не осталось ни на один пятак. По приходу моему в Москву жил я недели две безо всякого дела, потому что товаров купить негде. Наконец я стал понемногу покупать, и накупил я товару всякого разбора…", - писал он. Юлия Маслова отмечает, что в Москве, казалось, не было ни одного собирателя...
История и боевой путь 6 дивизии народного ополчения Москвы
21.03.2025 15:10 Аналитика
История и боевой путь 6 дивизии народного ополчения Москвы
Краткая история 6 дивизии народного ополчения Дзержинского района г. Москвы - 160 стрелковой Брестской Краснознаменной дивизии (II формирования) в 1941 – 1945 гг.   Формирование дивизии  3-7 июля 1941 г. – проходило формирование дивизии. Основным центром формирования дивизии был Институт инженеров железнодорожного транспорта им. Ф.Э. Дзержинского, где располагался штаб дивизии. Формирование частей дивизии проводилось в нескольких учебных заведениях Дзержинского района. Основными местами формирования дивизии были предприятия и учреждения района: заводы «Борец», «Станколит», Московский комбинат твердых сплавов, «Красный штамповщик», фабрики имени Ногина, «Детская книга», а также Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, наркоматы внутренних и иностранных дел СССР, танковой промышленности и др. Более 170 предприятий и учреждений Дзержинского...
Зачем корабли Первой мировой окрашивали в "зебру", объяснили эксперты
21.03.2025 12:03 Аналитика
Зачем корабли Первой мировой окрашивали в "зебру", объяснили эксперты
Команда исследователей из Университета Астона под руководством профессора Тима Мизома и доктора Саманты Стронг проанализировала необычную маскировку, которую активно применяли для линкоров во времена Первой мировой войны. Целью такого камуфляжа было введение противника в заблуждение. Результаты исследования опубликованы в журнале i-Perception, а коротко о нем рассказывает Phys.org. Исследователи пишут, что во время Первой мировой войны военно-морские силы разных стран активно экспериментировали с окраской кораблей в так называемый ослепляющий камуфляж. Особую популярность тогда получили геометрические фигуры и полосы, которые превращали военные суда в своего рода "зебры". Цель такого камуфляжа - сбить с толку противника, особенно капитанов подводных лодок. Считалось, что такой камуфляж вводит врага в заблуждение относительно скорости и направления движения кораблей...
Что такое Чёрная Русь и где она располагалась?
21.03.2025 11:03 Аналитика
Что такое Чёрная Русь и где она располагалась?
Найти точные, документально подтверждённые сведения о Чёрной Руси не представляется возможным, хотя Чёрная Русь обозначена на некоторых старинных картах и упоминается в средневековых документах. Скупые сведения источников по-разному интерпретируются различными авторами. В данной ситуации для исследования истории Чёрной Руси необходимо познакомиться с разными точками зрения и выявить преобладающие мнения. Изучая Чёрную Русь, невозможно не коснуться вопроса о других «цветных» территориях средневековой Руси. Как объясняется колористическое обозначение некоторых территорий Руси в средние века? Согласно средневековым источникам, в средние века существовали Чёрная, Белая и Червонная (Красная) Русь. Почему для обозначения территорий использовали цвета? Согласно одной из гипотез, цветные названия отражали древнюю традицию красками обозначать стороны света: чёрный цвет соответствовал обозначению...