16.04.2024 09:07
Новости.
Просмотров всего: 6310; сегодня: 1.

Опубликована книга о первых героях Советского Союза

Опубликована книга о первых героях Советского Союза

Главархив Москвы опубликовал новую книгу «Летчики — первые герои Советского Союза. К 90-летию учреждения звания». В ней собраны документы, имеющие отношение к семерым пилотам, чем коллективный подвиг по спасению челюскинцев вошел в историю. Это фотографии 1930-1970-х годов, фрагменты воспоминаний участников и очевидцев событий, их анкеты, автобиографии, дипломы и другие материалы. 

13 февраля 1934 года в Чукотском море затонуло судно ледокольного типа «Челюскин». На его борту находились члены полярной экспедиции во главе с известным ученым Отто Шмидтом и экипаж под командованием капитана Владимира Воронина. Эвакуация людей и грузов на лед прошла успешно. А затем развернулась беспримерная операция по спасению 104 человек, оказавшихся в арктическом плену. Выбранным для этой миссии советским авиаторам предстояло преодолеть много трудностей.

Только 5 марта пилот Дальневосточного управления гражданского воздушного флота Анатолий Ляпидевский, совершив десятки многочасовых поисковых полетов, сумел совершить посадку на лед, взять на борт и вывезти 10 женщин и двоих детей. Затем на протяжении месяца из-за экстремально сложных погодных условий никому из летчиков не удавалось достичь лагеря челюскинцев. С 7 по 13 апреля летчики Михаил Водопьянов, Иван Доронин, Николай Каманин, Василий Молоков и Маврикий Слепнев произвели 23 успешных рейса, перевозя людей в чукотское становище Ванкарем, которое находилось примерно в 260 километрах от места гибели «Челюскина». 13 апреля Водопьянов, Каманин и Молоков вывезли оставшихся шесть полярников и восемь ездовых собак. Радист экспедиции Эрнест Кренкель передал последнюю радиограмму: «Прилетели три самолета. Сели благополучно. Снимаем радио. Сейчас покидаем лагерь Шмидта». 

В тот же день правительственная комиссия доложила генеральному секретарю ЦК ВКП(б) Иосифу Сталину и председателю СНК СССР Вячеславу Молотову: «Лагеря челюскинцев в Ледовитом океане больше не существует. Операция по спасению челюскинцев закончена». Все полярники, а также ценные грузы — оборудование, кинопленка, научная документация, судовой журнал и другое — были доставлены на материк.

Тогда же газеты напечатали текст радиограммы за подписью Сталина и других руководителей партии и правительства, направленной в чукотские населенные пункты Ванкарем и Уэлен. В ней говорилось о намерении учредить звание Героя Советского Союза за личные или коллективные заслуги перед государством, связанные с совершением геройского подвига, и присвоить его Ляпидевскому, Леваневскому, Молокову, Каманину, Слепневу, Водопьянову и Доронину. Уже 16 апреля ЦИК СССР учредил звание, а постановлением от 20 апреля впервые этой высшей степени отличия были удостоены герои-летчики — участники челюскинской эпопеи.

19 июня Москва торжественно встречала полярников во главе с Отто Шмидтом и их спасителей. Красная площадь стала центром всенародного ликования. 21 июня летчики-герои и участники экспедиции присутствовали на приеме, организованном в их честь в Георгиевском зале Московского Кремля. А 23 июня состоялась церемония награждения.

Фото: Главархив Москвы.


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Командир летного отряда экспедиции М.В. Водопьянов, руководитель экспедиции академик О.Ю. Шмидт, замначальника Главсевморпути М.И. Шевелев (слева направо). Фото В. Темина. 1937 год. Главархив Москвы
Командир летного отряда экспедиции М.В. Водопьянов, руководитель экспедиции академик О.Ю. Шмидт, замначальника Главсевморпути М.И. Шевелев (слева направо). Фото В. Темина. 1937 год. Главархив Москвы

Герой Советского Союза полярный летчик В.С. Молоков (в центре) на летном поле у самолета. 1937 год. Фото Б. Вдовенко. Главархив Москвы
Герой Советского Союза полярный летчик В.С. Молоков (в центре) на летном поле у самолета. 1937 год. Фото Б. Вдовенко. Главархив Москвы

Командир отряда самолетов Н.П. Каманин, руководитель арктической экспедиции О.Ю. Шмидт, председатель правительственной комиссии В.В. Куйбышев (слева направо). Фото Б. Игнатовича. 1934 год. Главархив
Командир отряда самолетов Н.П. Каманин, руководитель арктической экспедиции О.Ю. Шмидт, председатель правительственной комиссии В.В. Куйбышев (слева направо). Фото Б. Игнатовича. 1934 год. Главархив

Демонстрация на Красной площади, посвященная встрече участников полярной экспедиции на пароходе «Челюскин». 19 июня 1934 года. Фото Б. Игнатовича. Главархив Москвы
Демонстрация на Красной площади, посвященная встрече участников полярной экспедиции на пароходе «Челюскин». 19 июня 1934 года. Фото Б. Игнатовича. Главархив Москвы

И.В. Доронин. Не ранее 4 ноября 1939 года. Главархив Москвы
И.В. Доронин. Не ранее 4 ноября 1939 года. Главархив Москвы

Слева направо: конструктор Н.А. Пилюгин, генерал майор А.М. Войтенко, Н.П. Каманин, С.П. Королев, конструктор Е.В. Шабаров. 1964 год. Главархив Москвы
Слева направо: конструктор Н.А. Пилюгин, генерал майор А.М. Войтенко, Н.П. Каманин, С.П. Королев, конструктор Е.В. Шабаров. 1964 год. Главархив Москвы

М. Т. Слепнев. Не позднее 1946 года. Главархив Москвы
М. Т. Слепнев. Не позднее 1946 года. Главархив Москвы


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11398 публикаций
Сайт: www.mos.ru/news/item/137565073/
Поделиться:

Интересно:

Пещера Шульган-Таш в Башкирии - объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
15.07.2025 15:14 Новости
Пещера Шульган-Таш в Башкирии - объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
На проходящей в Париже под председательством Болгарии 47-й сессии Комитета всемирного наследия принято решение о включении российского культурного объекта «Наскальная живопись пещеры Шульган-Таш» в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Пещера Шульган-Таш (Капова пещера), расположенная в заповеднике «Шульган-Таш» в Бурзянском районе Республики Башкортостан, представляет собой уникальный археологический памятник мирового значения. Это – хранилище древнейших наскальных рисунков Северной Евразии, которое включает в себя более 200 уникальных изображений людей, животных и геометрических знаков, возраст которых от 16 до 20 тысяч лет. Стилистические особенности изображений свидетельствуют о сильной самобытной местной традиции и символизме древних художников. Изображение двугорбого верблюда-бактриана является самым древним из ныне известных рисунков этого животного в...
Компрессорное оборудование, используемое в производстве напитков
14.07.2025 12:09 Консультации
Компрессорное оборудование, используемое в производстве напитков
Прежде, чем купить винтовой компрессор для компании, производящей напитки, необходимо тщательно разобраться в том, какие задачи решает промышленный винтовой компрессор для производства такого типа. В первую очередь, воздушный компрессор вырабатывает сжатый воздух для средств автоматизации производства. Сжатый воздух применяется для управления клапанами и механизмами в составе автоматизированных линий для заполнения, упаковки и розлива. Безмасляный сжатый воздух (частицы масла, используемого для смазывания компрессора, могут попадаться в воздухе, если на производстве используется маслозаполненный/маслосмазываемый компрессор) гарантирует безопасность вашей продукции. Следующий этап использования сжатого воздуха - транспортировка при помощи пневматических конвейеров. С его помощью по трубам подаются сухие ингредиенты (порошковое молоко, какао, другие смеси). Если воздух, подаваемый...
14 июля 1896 года был представлен первый российский автомобиль
14.07.2025 11:12 Аналитика
14 июля 1896 года был представлен первый российский автомобиль
Первый русский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания был выставлен на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде 14 июля 1896 года. В ходе мероприятия он совершал демонстрационные поездки. Создателями транспортного средства стали предприниматель Евгений Яковлев и инженер Петр Фрезе. В 1889 году Евгений Яковлев, в прошлом лейтенант военного флота, основал в Петербурге небольшой заводик и организовал производство керосиновых и газовых двигателей. Двигатели конструкции Яковлева имели по тем временам немало передовых конструктивных особенностей. В 1893 году на Всемирной выставке в Чикаго они были отмечены премией. На этой выставке был также представлен один из первых автомобилей серийного производства - немецкий «Бенц» модели «Вело». Он привлек внимание Евгения Яковлева, а также Петра Фрезе, инженера, владельца каретных мастерских в Петербурге. И они...
«Выберу.ру»: рейтинг лучших кредитов наличными за июнь 2025 года
11.07.2025 18:29 Аналитика
«Выберу.ру»: рейтинг лучших кредитов наличными за июнь 2025 года
В сезон отпусков и ремонтов «Выберу.ру» составил рейтинг банков с наиболее выгодными заёмщикам потребительскими кредитами благодаря дисконтам к ставкам, возврату процентов и отсрочке первого платежа. В ходе исследования аналитики финансового маркетплейса «Выберу.ру» сравнили текущие параметры кредитов наличными в ТОП-100 российских банков (по размерам кредитных портфелей на 01.05.25 г.). Результатом экспертной оценки и расчётов кредитного калькулятора сервиса стал рейтинг продуктов по итогам июня в разрезе двух групп кредитных организаций: — «Лучшие кредиты наличными банков ТОП 1-50»; — «Лучшие кредиты наличными банков ТОП 51-100». Методика, которую «Выберу.ру» применил в исследовании, позволила ранжировать потребительские кредиты не только по размерам ставок. В качестве значимых критериев были использованы: полная стоимость кредита; коэффициент, отражающий диапазон минимальной...
ITKey CLUB: Идеальный Cloud Adoption – инсайты для ИТ-руководителей
11.07.2025 17:20 Мероприятия
ITKey CLUB: Идеальный Cloud Adoption – инсайты для ИТ-руководителей
3 июля 2025 года состоялось ключевое событие для ИТ-руководителей – летняя сессия ITKey CLUB под названием «Идеальный Cloud Adoption: Каждый шаг имеет значение!». Мероприятие, организованное компанией ITKey (ООО “Ключевые ИТ-решения”), собрало ведущих экспертов и визионеров отрасли для обсуждения актуальных вопросов внедрения облачных технологий, преодоления зависимости от поставщиков (vendor-lock) и построения эффективных ИТ-инфраструктур. Открывая мероприятие, Андрей Ковалёв, Генеральный директор и сооснователь ITKey, подчеркнул стратегическую важность облачной трансформации: «В условиях стремительно развивающегося цифрового мира переход в облако - это уже не просто техническое обновление, а стратегическая трансформация. Сегодня вопрос стоит не в том, нужно ли внедрять облачные технологии, а в том, как сделать это правильно: эффективно, безопасно и в соответствии с долгосрочными...