26.06.2024 18:07
Мероприятия.
Просмотров всего: 13252; сегодня: 3.

О шедеврах модернизма расскажут на выставке в Москве

О шедеврах модернизма расскажут на выставке в Москве

В пространстве Анфилады главного здания Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева работает выставка «Конструкторы науки», приуроченная к 300-летнему юбилею Российской академии наук. В центре внимания проекта – образ советского ученого и важный для науки период интенсивного развития, начавшийся в середине 1950-х годов на фоне перемен в общественной и культурной жизни СССР.

«В экспозиции представлены более 250 уникальных предметов из собраний ведущих отечественных музеев, Российской академии наук, частных коллекций. Все они демонстрируют, что технологическое и художественное творчество объединяют общие ценности, создают пространство, в котором рождаются новые идеи и совершаются великие открытия. Выставка ярко иллюстрирует важные моменты середины XX века, когда научные открытия и архитектурные решения шли рука об руку, формируя будущее страны», – сказано в приветственном слове Министра культуры Российской Федерации Ольги Любимовой.

Выставка рассказывает о связи науки и архитектуры – о советских учёных, конструировавших новый мир, и поисках архитекторов в сфере строительства для них специализированных зданий и общественных центров.

«Проект, реализованный совместно с Государственным музеем архитектуры имени А. В. Щусева к 300-летию Российской академии наук, важнейшей дате, которую отмечает все мировое научное сообщество, показывает важную сторону жизни советских учёных – среду, которая их окружала, города, в которых они трудились и которые специально создавались для исследователей. На выставке можно увидеть, как выдающиеся деятели в области архитектуры, строительства пытались найти гармонию с наукой, создать те условия, которые бы способствовали эффективному труду наших учёных», – отметил президент Российской академии наук Геннадий Красников.

По словам директора Музея архитектуры имени А. В. Щусева Натальи Шашковой, тема проекта поставила перед музеем вопрос, поиск ответа на который открыл новую страницу в изучении истории архитектуры. Проектная и строительная практика эпохи модернизма относительно недавно попала в поле зрения специалистов, до настоящего момента системно архитектурой научных учреждений второй половины ХХ века не занимался никто. Наталья Шашкова отметила, что благодаря совместной с Академией наук выставке музей сделал первый шаг в этом направлении.

Выставочный проект демонстрирует предметы живописи и графики, макеты, фотографии и технические изделия из фондов Музея архитектуры, 22 государственных музейных собраний, частных коллекций и архивов наследников архитекторов. На выставке впервые экспонируются архитектурные чертежи из технического архива Гипронии – организации, занимавшейся проектированием научных зданий в 1950-е – 1990-е годы, проекты павильона «Планета» для Экспо-67 и эскиз мозаики «Человек и космос» из собрания Музея архитектуры, а также макеты здания Дома учёных в Новосибирском Академгородке и Московского института электронной техники в Зеленограде. Впервые также показаны проекты здания Президиума Академии наук на Ленинском проспекте, подаренные музею одним из авторов.

Экспозиция состоит из пяти тематических разделов. Так, первый раздел раскрывает образ учёного-творца, героя своего времени, запечатленный в фильмах, фотографиях, живописи и графике, которые передают азарт исследовательской работы и погружают зрителя в эпоху великих свершений и великих надежд. Героями раздела стали и реальные специалисты, и собирательные образы, запечатленные Эмилией Глебовой, Всеволодом Тарасевичем и другими представителями советского искусства.

Следующая часть выставки рассказывает об эпохе середины 1950-х – начала 1960-х годов, времени знаковых достижений советской науки. Первый искусственный спутник Земли, полет Юрия Гагарина, начало работы первой в мире атомной электростанции в Обнинске, спуск на воду первого в мире атомного ледокола «Ленин» – эти и другие важные научные открытия и достижения показаны через плакаты, фотографии и архитектурные проекты.

В разделе, посвященном, архитектуре научных институтов особое внимание уделено строительству комплекса научных зданий на Нахимовском проспекте. Яркий акцент раздела – модель скульптурной группы «Лента Мёбиуса» для здания Центрального экономико-математического института.  

Центральный зал выставки освещает долгую историю строительства главного здания Академии наук – от первых проектов комплекса на Калужском шоссе до конкурсных предложений 1968 года и осуществлённого варианта. Создание этого сооружения наглядно отражает радикальную трансформацию, которую с ходом времени претерпела архитектура СССР – проектирование начиналось с обращения к классическим прообразам и через искания раннего советского модернизма пришло к новой монументальности 1970-х годов.  

Завершает экспозицию раздел, посвящённый архитектуре городов науки. История проектирования и строительства Новосибирского Академгородка, Научного центра биологических исследований Академии наук СССР в Пущино, Центра микроэлектроники в Зеленограде рассказана с помощью макетов, уникальных исторических фотографий и архитектурной графики.

Выставка открыта для посетителей до 15 сентября 2024 года.

Фото: Минкультуры России.


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


О шедеврах модернизма расскажут на выставке в Москве

О шедеврах модернизма расскажут на выставке в Москве

О шедеврах модернизма расскажут на выставке в Москве

О шедеврах модернизма расскажут на выставке в Москве

О шедеврах модернизма расскажут на выставке в Москве


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 10630 публикаций
Сайт: culture.gov.ru/press/news/konstruktory_nauki_v_muzee_arkhitektury_rasskazyvayut_o_shedevrakh_modernizma_na_vystavke_k_300_leti/
Поделиться:

Интересно:

Русский антиквар первым наладил дистанционную торговлю в XIX веке
22.03.2025 10:03 Аналитика
Русский антиквар первым наладил дистанционную торговлю в XIX веке
В "Московском журнале" вышла статья сотрудника Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) Юлии Масловой, в которой рассказывается о московских антикварах и книготорговцах XIX-XX века Большаковых. В числе прочего отмечается, что один из видных представителей этой династии нашел способ сделать свою фирму известной по всей стране. Как пишет Юлия Маслова, родоначальником династии являлся Тихон Большаков (1794-1863). В РГАЛИ сохранилось его письмо, написанное в 1812 году. В нем юноша рассказывает родным о своем возвращении в Москву после пожара. "Так я уведомляю вас, что у меня в погребе не осталось ни на один пятак. По приходу моему в Москву жил я недели две безо всякого дела, потому что товаров купить негде. Наконец я стал понемногу покупать, и накупил я товару всякого разбора…", - писал он. Юлия Маслова отмечает, что в Москве, казалось, не было ни одного собирателя...
История и боевой путь 6 дивизии народного ополчения Москвы
21.03.2025 15:10 Аналитика
История и боевой путь 6 дивизии народного ополчения Москвы
Краткая история 6 дивизии народного ополчения Дзержинского района г. Москвы - 160 стрелковой Брестской Краснознаменной дивизии (II формирования) в 1941 – 1945 гг.   Формирование дивизии  3-7 июля 1941 г. – проходило формирование дивизии. Основным центром формирования дивизии был Институт инженеров железнодорожного транспорта им. Ф.Э. Дзержинского, где располагался штаб дивизии. Формирование частей дивизии проводилось в нескольких учебных заведениях Дзержинского района. Основными местами формирования дивизии были предприятия и учреждения района: заводы «Борец», «Станколит», Московский комбинат твердых сплавов, «Красный штамповщик», фабрики имени Ногина, «Детская книга», а также Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, наркоматы внутренних и иностранных дел СССР, танковой промышленности и др. Более 170 предприятий и учреждений Дзержинского...
Зачем корабли Первой мировой окрашивали в "зебру", объяснили эксперты
21.03.2025 12:03 Аналитика
Зачем корабли Первой мировой окрашивали в "зебру", объяснили эксперты
Команда исследователей из Университета Астона под руководством профессора Тима Мизома и доктора Саманты Стронг проанализировала необычную маскировку, которую активно применяли для линкоров во времена Первой мировой войны. Целью такого камуфляжа было введение противника в заблуждение. Результаты исследования опубликованы в журнале i-Perception, а коротко о нем рассказывает Phys.org. Исследователи пишут, что во время Первой мировой войны военно-морские силы разных стран активно экспериментировали с окраской кораблей в так называемый ослепляющий камуфляж. Особую популярность тогда получили геометрические фигуры и полосы, которые превращали военные суда в своего рода "зебры". Цель такого камуфляжа - сбить с толку противника, особенно капитанов подводных лодок. Считалось, что такой камуфляж вводит врага в заблуждение относительно скорости и направления движения кораблей...
Что такое Чёрная Русь и где она располагалась?
21.03.2025 11:03 Аналитика
Что такое Чёрная Русь и где она располагалась?
Найти точные, документально подтверждённые сведения о Чёрной Руси не представляется возможным, хотя Чёрная Русь обозначена на некоторых старинных картах и упоминается в средневековых документах. Скупые сведения источников по-разному интерпретируются различными авторами. В данной ситуации для исследования истории Чёрной Руси необходимо познакомиться с разными точками зрения и выявить преобладающие мнения. Изучая Чёрную Русь, невозможно не коснуться вопроса о других «цветных» территориях средневековой Руси. Как объясняется колористическое обозначение некоторых территорий Руси в средние века? Согласно средневековым источникам, в средние века существовали Чёрная, Белая и Червонная (Красная) Русь. Почему для обозначения территорий использовали цвета? Согласно одной из гипотез, цветные названия отражали древнюю традицию красками обозначать стороны света: чёрный цвет соответствовал обозначению...
Белая Русь: Что означало и где располагалась
20.03.2025 11:06 Аналитика
Белая Русь: Что означало и где располагалась
Историко-географический термин «Белая Русь» находится в одном ряду с другими «цветными» обозначениями Руси – «Чёрная Русь» и «Червонная (Красная) Русь» и является столь же неопределённым понятием с перемещающимся географическим расположением и неоднозначным смысловым наполнением. Что известно о Белой Руси? Об изучении вопроса о Белой Руси Неясность определения названия «Белая Русь» лежит не столько в плоскости недостатка источников, сколько в их вольной интерпретации, зависящей от глубины исторических знаний исследователя. Более того, учёные выяснили, что в литературе, в том числе научной, в угоду собственным политическим и идеологическим взглядам, авторы допускают искажение цитат из письменных источников и ссылаются на несуществующие документы и факты. К примеру, в ряде современных работ сообщается, что Николай I запретил использование названия «Белоруссия», истоком которого являлся...